Онлайн-консультации для клиентов в режиме 24/7

Иконка «Поделиться»
Иконка ВК в формате SVGИконка Одноклассники в формате SVGИконка Telegram в формате SVGИконка WhatsApp в формате SVGИконка копирования

Бухгалтерский учёт: что это, задачи, элементы и принципы

Иконка календаря в формате SVG31.10.2022Иконка ручки в формате SVGДелКон
Иконка глаза в формате SVG2
5
1
Бухгалтерский учёт: что это, задачи, элементы и принципы

Бухгалтерский учёт, сокращаемый до «бухучёта», — это система сбора, обобщения и регистрации данных об имуществе компании, её обязательствах и других делах. В системе описываются все хозяйственные операции, проводимые фирмой, будь то выплата зарплат, уплата налогов, продажа или покупка активов, проведение сделок. Это своего рода летопись, выраженная бухгалтерским языком, которая к тому же помогает фирме оставаться «чистой» перед законом.

Ответственным за бухгалтерский учёт является главный бухгалтер, а если его нет, то генеральный директор или сторонняя организация, к которой компания обратилась за бухгалтерскими услугами на аутсорсе. Если главбуха на предприятии нет, то главным автоматически становится в принципе любой бухгалтер.

Объектом бухучёта является имущество организации, проводимые в её рамках хозяйственные операции и обязательства.

Бухгалтерский учёт решает очень важную задачу, а именно формирование отчётности — то есть создание информации о том, чем, как, сколько занимается компания, в чём состоит её деятельность, в каком она находится имущественном положении. Эта отчётность требуется и для внутреннего пользования, руководителям, директорам и учредителям, и для внешнего: она передаётся кредиторам и инвесторам, чтобы они понимали, как идут дела у компании

На основании этих данных можно решить уже другие задачи, чем занимается не бухгалтерия, а специалисты прочих направлений:

  • предотвратить разорение компании;
  • выявить и реализовать внутрихозяйственные резервы;
  • проконтролировать, насколько хорошо соблюдаются законы;
  • оценить целесообразность проведения определённых операций;
  • проконтролировать использование трудовых, материальных ресурсов;
  • оценить соответствие деятельности внутри фирмы утверждённым нормам.

Без бухгалтерского учёта невозможно нормально вести трудовую деятельность, а также невозможно анализировать состояние компании в долгосрочной перспективе.

Решаются задачи бухучёта при помощи ряда приёмов и методов. Элементы могут включать в себя:

  • документирование, или письменное подтверждение того, что некая хозяйственная операция была проведена;
  • счета, отражающие как текущее состояние имущества компании, так и её обязательства, проводимые операции;
  • оценивание, или выражение в денежном эквиваленте средств компании;
  • инвентаризация, или проведение учёта числящегося на балансе фирмы имущества — его считают, взвешивают, оценивают, сверяют наличие или отсутствие, после чего сопоставляют с данными бухучёта;
  • калькулирование нужно для исчисления себестоимости продукта, услуг и работ;
  • бухгалтерский баланс — это источник информации и способ группировки имущества организации по разным категориям;
  • бухгалтерская отчётность (перейти к услуге) нужна для того, чтобы демонстрировать через таблицы учёт, движение имущества, финансовые обязательства и положение компании за какой-то определённый период;
  • двойная запись — это одновременное отражение хозяйственных операций на нескольких счетах, в качестве дебета и в качестве кредита.

Все эти способы позволяют вести точный и понятный бухучёт. В некоторых местах он перепроверяется — таким образом удаётся избежать мошенничества, попыток подделки документов и вывода средств.

  • Автономность. Организация существует сама по себе и в этом существовании независима. Она представляет из себя самостоятельное юридическое лицо со списком имущества, перечисленным в отчётах.
  • Объективность. Любые хозяйственные операции фиксируются бухгалтером, регистрируются, находят своё отражение в ходе записи, что подтверждено документально.
  • Двойная запись. Отражение хозяйственных операций одновременно по дебету и по кредиту на разных счетах позволяет реализовать принцип объективности и обеспечить безопасность сделок.
  • Осмотрительность. Осторожность нужна в рамках формирования суждений и расчётов. Благодаря этому можно избежать завышения доходов или активов, занижения расчётов и обязательств. Так удаётся избежать появления скрытых резервов и запасов, мошеннической деятельности.
  • Начисления. Операции принято фиксировать в тот момент, когда они возникли, а не в момент оплаты.
  • Периодичность. Бухгалтерский баланс и отчётность составляются на определённый срок, будь до квартал, месяц, полугодие или год. Так проще сопоставлять отчёты и анализировать деятельность фирмы.
  • Конфиденциальность. Важна во всём, и бухучёт не исключение. Содержание внутренней информации компании является коммерческой тайной, и при её разглашении и нанесении ущерба интересам фирмы злоумышленника можно привлечь к ответственности по закону.
  • Денежное измерение. Единица измерения хозяйственной деятельности компании — это денежная валюта страны, в которой фирма зарегистрирована (перейти к услуге).

Бухгалтерский учёт — комплексная система, полная нюансов и сложностей. Но она как ничто другое помогает держать дела учреждения в порядке.


Рекомендуем почитать

Бухгалтерские документы: что это, классификация, требования
Иконка календаря в формате SVG30.11.2022Иконка глаза в формате SVG2
Бухгалтерские документы: что это, классификация, требования
Документ в бухгалтерии — это письменное свидетельство и средство юридического оформления, которое подтверждает проводимые хозяйственные операции. На нём зиждется вся система бухгалтерского учёта: он участвует в судебной экспертизе, аудиторской проверке, в ревизии. С его помощью предупреждают хищения, он также представляет из себя способ отражения операций по счетам...
Подробнее
Основные средства в бухгалтерском учёте: что это, нюансы 2022 г.
Иконка календаря в формате SVG30.11.2022Иконка глаза в формате SVG3
Основные средства в бухгалтерском учёте: что это, нюансы 2022 г.
В бухгалтерском учёте основные средства (ОС) — это актив, который задействован в ведении бизнеса, в решении повседневных задач. Они влияют на расчёт налоговой базы на имущество. Важным моментом является то, что стандарты учёта основных средств постоянно переписываются, правятся и переделываются, поэтому для каждого года нужно смотреть свои нормы...
Подробнее
Бухгалтерские проводки: что это, виды
Иконка календаря в формате SVG30.11.2022Иконка глаза в формате SVG12
Бухгалтерские проводки: что это, виды
Бухгалтерская проводка — это запись об изменении состояния учитываемых объектов. Она может быть рукописной, может заноситься в базу данных на компьютере. Это способ регистрации хозяйственных операций, который одновременно происходит на двух разных счетах бухгалтерского учёта, дебета и кредита, в равных суммах...
Подробнее
Бухгалтерский баланс: что это, когда сдаётся и другие важные моменты
Иконка календаря в формате SVG30.11.2022Иконка глаза в формате SVG1
Бухгалтерский баланс: что это, когда сдаётся и другие важные моменты
Бухгалтерский баланс — форма отчётности с информацией об обязательствах и активах компании, её капитале. Любые предприятия, ведущие бухучёт, обязаны сдавать эту форму отчётности, поскольку она является одним из основных документов для анализа работы компании. В ней же отражены данные о долгах и имуществе предприятия в денежном эквиваленте...
Подробнее
Аутсорсинг бухгалтерских услуг: что это, когда нужно, плюсы и минусы
Иконка календаря в формате SVG30.11.2022Иконка глаза в формате SVG1
Аутсорсинг бухгалтерских услуг: что это, когда нужно, плюсы и минусы
Слово «аутсорсинг» происходит от английского «outer-source-using», что переводится как «использование сторонних ресурсов». Это означает, что сотрудники будут приглашаться для работы, не зачисляясь в штат. Они являются персоналом другой компании, но оказывают определённые услуги для первой...
Подробнее
Бухгалтерская отчётность: что это, задачи и необходимые документы
Иконка календаря в формате SVG31.10.2022Иконка глаза в формате SVG1
Бухгалтерская отчётность: что это, задачи и необходимые документы
Если просто, то бухгалтерская отчётность — это все данные о финансовом и имущественном состоянии организации, которые собираются за конкретный период времени и заносится в таблицы по установленным формам. По своей сути это завершающий этап бухгалтерского учёта, как бы суммирующий его...
Подробнее
Бухгалтер: кто это, обязанности, профессиональные качества
Иконка календаря в формате SVG31.10.2022Иконка глаза в формате SVG3
Бухгалтер: кто это, обязанности, профессиональные качества
Бухгалтер занимается ведением бухгалтерского учёта — обязательной составляющей любого бизнес-процесса вне зависимости от того, чем компания занимается. Размер предприятия значения тоже не имеет: бухгалтерия нужна и крупной корпорации, и совсем небольшой фирме, и даже фрилансеру, если он хочет делегировать эти обязанности компетентному специалисту...
Подробнее
Бухгалтерия: что это, задачи
Иконка календаря в формате SVG30.09.2022Иконка глаза в формате SVG12
Бухгалтерия: что это, задачи
«Бухгалтерия» происходит от немецких слов Buch «книга» и halter «держать». Специалист-бухгалтер — буквально «держатель книг», где под книгами подразумеваются все значимые документы, финансовые, управленческие, налоговые и хозяйственные. В штате бухгалтерия является подразделением, которое занимается вопросами имущества компании...
Подробнее