Что это такое?
Бухгалтерский учёт, сокращаемый до «бухучёта», — это система сбора, обобщения и регистрации данных об имуществе компании, её обязательствах и других делах. В системе описываются все хозяйственные операции, проводимые фирмой, будь то выплата зарплат, уплата налогов, продажа или покупка активов, проведение сделок. Это своего рода летопись, выраженная бухгалтерским языком, которая к тому же помогает фирме оставаться «чистой» перед законом.
Ответственным за бухгалтерский учёт является главный бухгалтер, а если его нет, то генеральный директор или сторонняя организация, к которой компания обратилась за бухгалтерскими услугами на аутсорсе. Если главбуха на предприятии нет, то главным автоматически становится в принципе любой бухгалтер.
Объектом бухучёта является имущество организации, проводимые в её рамках хозяйственные операции и обязательства.
Задачи
Бухгалтерский учёт решает очень важную задачу, а именно формирование отчётности — то есть создание информации о том, чем, как, сколько занимается компания, в чём состоит её деятельность, в каком она находится имущественном положении. Эта отчётность требуется и для внутреннего пользования, руководителям, директорам и учредителям, и для внешнего: она передаётся кредиторам и инвесторам, чтобы они понимали, как идут дела у компании
На основании этих данных можно решить уже другие задачи, чем занимается не бухгалтерия, а специалисты прочих направлений:
- предотвратить разорение компании;
- выявить и реализовать внутрихозяйственные резервы;
- проконтролировать, насколько хорошо соблюдаются законы;
- оценить целесообразность проведения определённых операций;
- проконтролировать использование трудовых, материальных ресурсов;
- оценить соответствие деятельности внутри фирмы утверждённым нормам.
Без бухгалтерского учёта невозможно нормально вести трудовую деятельность, а также невозможно анализировать состояние компании в долгосрочной перспективе.
Методы ведения
Решаются задачи бухучёта при помощи ряда приёмов и методов. Элементы могут включать в себя:
- документирование, или письменное подтверждение того, что некая хозяйственная операция была проведена;
- счета, отражающие как текущее состояние имущества компании, так и её обязательства, проводимые операции;
- оценивание, или выражение в денежном эквиваленте средств компании;
- инвентаризация, или проведение учёта числящегося на балансе фирмы имущества — его считают, взвешивают, оценивают, сверяют наличие или отсутствие, после чего сопоставляют с данными бухучёта;
- калькулирование нужно для исчисления себестоимости продукта, услуг и работ;
- бухгалтерский баланс — это источник информации и способ группировки имущества организации по разным категориям;
- бухгалтерская отчётность (перейти к услуге) нужна для того, чтобы демонстрировать через таблицы учёт, движение имущества, финансовые обязательства и положение компании за какой-то определённый период;
- двойная запись — это одновременное отражение хозяйственных операций на нескольких счетах, в качестве дебета и в качестве кредита.
Все эти способы позволяют вести точный и понятный бухучёт. В некоторых местах он перепроверяется — таким образом удаётся избежать мошенничества, попыток подделки документов и вывода средств.
Главные принципы
- Автономность. Организация существует сама по себе и в этом существовании независима. Она представляет из себя самостоятельное юридическое лицо со списком имущества, перечисленным в отчётах.
- Объективность. Любые хозяйственные операции фиксируются бухгалтером, регистрируются, находят своё отражение в ходе записи, что подтверждено документально.
- Двойная запись. Отражение хозяйственных операций одновременно по дебету и по кредиту на разных счетах позволяет реализовать принцип объективности и обеспечить безопасность сделок.
- Осмотрительность. Осторожность нужна в рамках формирования суждений и расчётов. Благодаря этому можно избежать завышения доходов или активов, занижения расчётов и обязательств. Так удаётся избежать появления скрытых резервов и запасов, мошеннической деятельности.
- Начисления. Операции принято фиксировать в тот момент, когда они возникли, а не в момент оплаты.
- Периодичность. Бухгалтерский баланс и отчётность составляются на определённый срок, будь до квартал, месяц, полугодие или год. Так проще сопоставлять отчёты и анализировать деятельность фирмы.
- Конфиденциальность. Важна во всём, и бухучёт не исключение. Содержание внутренней информации компании является коммерческой тайной, и при её разглашении и нанесении ущерба интересам фирмы злоумышленника можно привлечь к ответственности по закону.
- Денежное измерение. Единица измерения хозяйственной деятельности компании — это денежная валюта страны, в которой фирма зарегистрирована (перейти к услуге).
Бухгалтерский учёт — комплексная система, полная нюансов и сложностей. Но она как ничто другое помогает держать дела учреждения в порядке.