Готовы ли вы развивать свой бизнес?

Иконка «Поделиться»
Иконка ВК в формате SVGИконка Одноклассники в формате SVGИконка Telegram в формате SVGИконка WhatsApp в формате SVGИконка копирования

Активы в бухгалтерии: что это, основные виды

Иконка календаря в формате SVG30.01.2023Иконка ручки в формате SVGДелКон
Иконка глаза в формате SVG0
Рейтинг: 5,00
1 оценка
Активы в бухгалтерии: что это, основные виды

Активами в бухгалтерском деле называется имущество компании, которое она использует для получения прибыли или осуществления деятельности с иными целями. Это левая часть бухгалтерского баланса.

У актива в бухучете (перейти к услуге) есть несколько определяющих характеристик:

  • приводит к получению прибыли при его использовании как отдельно, так и с другими активами;
  • выгода от его использования может контролироваться организацией;
  • событие, приведшее к образованию права над получаемыми выгодами, уже состоялось.

Первое условие актуально только для коммерческих организаций, но не для НКО, которые не несут цели извлечения материальной выгоды.

Активы бывают оборотными и необоротными. В первом случае имеются в виду те, которые постоянно расходуются и используются в рамках повседневной хозяйственной деятельности: это разного рода материальные запасы и денежные средства. Внеоборотные — те, которые изымаются из оборота, однако отражаются в бухгалтерском учете: то есть основные средства, долгосрочные вложения и разного рода нематериальные вещи.

Также активы бывают высоколиквидными, низколиквидными и неликвидными, где деньги считаются самыми высоколиквидными.

Существуют такие понятия как чистые, фиктивные и «скрытые» активы.

Чтобы рассчитать чистые активы, нужно из суммы принимаемых к расчету активов вычесть сумму принимаемых к расчету пассивов. Под активами в этой ситуации подразумеваются внеоборотные, отраженные в первом разделе бухгалтерского баланса, то есть всевозможные основные средства, вложения в материальные ценности, незавершенное строительство, некоторые оборотные активы, отраженные во втором разделе баланса, то есть запасы, дебиторская задолженность, деньги, НДС на приобретенные ценности и т. д. Под пассивами — долгосрочные и краткосрочные обязательства по кредитам и займам, кредиторская задолженность, долги по выплатам доходов участникам и учредителям, резервы предстоящих расходов и т. д.

Иными словами, чистые активы — это собственные средства компании, и два этих термина в российской бухгалтерской практике нередко используются как синонимы.

Фиктивные активы отражаются на балансовых счетах, хотя в действительности их нет. Чаще всего они оказываются там из-за несвоевременного списания или мошенничества.

«Скрытые» активы — те материальные ценности, права, имущество и возможности, которые не отражены в балансе в виде стоимостной оценки, владение которыми не дает каких-либо преимуществ и выгод в самое ближайшее время. Более конкретно — это расчетные счета в кредитных организациях, организационные расходы, расходы на лицензирование деятельности, сертификация и аккредитация, обустройство комнаты или кабинета охраны, незарегистрированные технологии и «ноу-хау», санитарные книжки, права на использование программного обеспечения, библиотечный фонд, наличие статуса объекта культурного наследия или памятника культуры, аутсорсинг и многое другое.

«Скрытые» активы нужно выявлять и учитывать, потому что это приносит экономическую пользу сейчас или в перспективе.

Помимо «скрытых», существуют еще и «мнимые» активы — то есть права, имущество и другие активы, которые учтены в бухгалтерии (перейти к услугам), отражаются в балансе, они принимаются во внимание при расчете чистых активов, однако фактически в компании их нет. Это могут быть несписанная стоимость основных средств и дебиторская задолженность, уценка основных средств, непригодные к использованию материалы, займы учредителю или акционеру и другое.

«Мнимые» активы нужно выявлять и списывать, потому что они не приносят и не принесут никакой выгоды организации.


Рекомендуем почитать

Себестоимость: что это, особенности расчета
Иконка календаря в формате SVG30.01.2023Иконка глаза в формате SVG0
Себестоимость: что это, особенности расчета
Себестоимостью называется сумма расходов, которую компания понесла при производстве и реализации товара либо услуги. Причем как производственных расходов — то есть сырья, материалов, человеческого труда и энергии, — так и коммерческих, связанных с перевозкой товаров, их реализацией и продвижением...
Подробнее
Консолидированная финансовая отчетность: что это, состав, требования, методы формирования
Иконка календаря в формате SVG27.02.2023Иконка глаза в формате SVG0
Консолидированная финансовая отчетность: что это, состав, требования, методы формирования
Консолидированная финансовая отчетность (КФО) — совокупность отчетов, которые используются в группах компаний. В соответствии с определением МСФО, это материнская и дочерние организации: контролирующая и контролируемые...
Подробнее
Делопроизводство: что это, виды, главные принципы
Иконка календаря в формате SVG31.10.2022Иконка глаза в формате SVG2
Делопроизводство: что это, виды, главные принципы
Делопроизводство обеспечивает обмен информацией внутри компании и за её пределами. По своей сути это многоэтапный процесс, в который включены создание, использование, ведение документации, контроль, хранение и её своевременное обновление...
Подробнее
Регистрация ООО: особенности, о которых важно помнить
Иконка календаря в формате SVG27.02.2023Иконка глаза в формате SVG0
Регистрация ООО: особенности, о которых важно помнить
В отличие от индивидуальных предпринимателей, считающихся физическими лицами, ООО — это юридическое лицо. В этом заключены и негативные, и позитивные моменты. При банкротстве и долгах учредителю ООО не придется отдавать свое личное имущество и расплачиваться из собственного кармана...
Подробнее