Онлайн-консультации для клиентов в режиме 24/7

Иконка «Поделиться»
Иконка ВК в формате SVGИконка Одноклассники в формате SVGИконка Telegram в формате SVGИконка WhatsApp в формате SVGИконка копирования

Бухгалтерские проводки: что это, виды

Иконка календаря в формате SVG30.11.2022Иконка ручки в формате SVGДелКон
Иконка глаза в формате SVG12
5
1
Бухгалтерские проводки: что это, виды

Бухгалтерская проводка — это запись об изменении состояния учитываемых объектов. Она может быть рукописной, может заноситься в базу данных на компьютере. Это способ регистрации хозяйственных операций, который одновременно происходит на двух разных счетах бухгалтерского учёта (перейти к услуге), дебета и кредита, в равных суммах.

Состоит проводка из описания объекта учёта, а также характеристик изменения — например, цены или количества. Эти характеристики изменения вносятся в числовом виде.

Составляется бухгалтерская проводка на основании первичных документов следующим образом:

  • определяется экономическое содержание объекта;
  • происходит его признание;
  • происходит его отражение на счетах бухучёта по дебету и кредиту.

Таким образом объект учёта появляется сразу в двух документах, разных, но связанных экономически.

Проводки в бухгалтерии бывают двух типов:

  • простые, в которых корреспондируются два счёта, например, при выдаче зарплаты из кассы: это событие отражается в документации как «Дебет счета 70 "Расчёт с персоналом по оплате труда"» против «Кредит счёта 50 "касса"» — 30000 рублей;
  • сложные, в которых задействованы более двух счетов. Бывает, что дебетуется один счёт, кредитуются при этом несколько, однако суммы дебета и всех кредитов получаются одинаковыми. Бывает и наоборот — кредитуется один счёт, но дебетуются при этом несколько, и опять же обе суммы получаются взаиморавны.

У сложных бухгалтерских проводок есть преимущества — они уменьшают число учётных записей и экономят время, которое уходит у специалистов-бухгалтеров (перейти к услугам) на учёт и анализ.

У записей есть и другие способы классификации. Так, например, по типу отражаемой информации они бывают:

  • условные;
  • реальные;
  • уточняющие.

Реальные используются в ситуации, когда необходимо описать реально существующие операции, явления или факты. Например, если компания получила кредит, или если сотруднику была выдана зарплата.

Условные не подразумевают проведения реальной операции, они являются результатом методологии учёта. Проводятся они для уточнения и переноса показателей, к примеру, при закрытии счёта для определения результата. Или для того, чтобы включить расходы по управлению в пункт издержек производства.

Уточняющие бухгалтерские проводки — это разного рода исправления. В бухгалтерии принято составлять дополнительные для увеличения оборотов по счетам обыкновенными чернилами, а сторнировочные для вычитания суммы — красными чернилами.

Ошибки в бухгалтерских проводках ведут к налоговым и административным санкциям, к штрафам. Ответственность при этом ложится на главного бухгалтера и на руководителя компании. Если в бумагах обнаруживаются ошибки, их нужно как можно скорее исправить, иначе последствия могут быть достаточно серьёзными.

Если же ущерб был нанесен руководителю или владельцу предприятия, ответственность ложится на главного бухгалтера — материально ответственное лицо. Обычно информация о возможных санкциях вносится в договор, но если её нет, то взыскать с него могут сумму не выше размера месячной зарплаты.


Рекомендуем почитать

Бухгалтерские документы: что это, классификация, требования
Иконка календаря в формате SVG30.11.2022Иконка глаза в формате SVG2
Бухгалтерские документы: что это, классификация, требования
Документ в бухгалтерии — это письменное свидетельство и средство юридического оформления, которое подтверждает проводимые хозяйственные операции. На нём зиждется вся система бухгалтерского учёта: он участвует в судебной экспертизе, аудиторской проверке, в ревизии. С его помощью предупреждают хищения, он также представляет из себя способ отражения операций по счетам...
Подробнее
Основные средства в бухгалтерском учёте: что это, нюансы 2022 г.
Иконка календаря в формате SVG30.11.2022Иконка глаза в формате SVG3
Основные средства в бухгалтерском учёте: что это, нюансы 2022 г.
В бухгалтерском учёте основные средства (ОС) — это актив, который задействован в ведении бизнеса, в решении повседневных задач. Они влияют на расчёт налоговой базы на имущество. Важным моментом является то, что стандарты учёта основных средств постоянно переписываются, правятся и переделываются, поэтому для каждого года нужно смотреть свои нормы...
Подробнее
Бухгалтерский баланс: что это, когда сдаётся и другие важные моменты
Иконка календаря в формате SVG30.11.2022Иконка глаза в формате SVG1
Бухгалтерский баланс: что это, когда сдаётся и другие важные моменты
Бухгалтерский баланс — форма отчётности с информацией об обязательствах и активах компании, её капитале. Любые предприятия, ведущие бухучёт, обязаны сдавать эту форму отчётности, поскольку она является одним из основных документов для анализа работы компании. В ней же отражены данные о долгах и имуществе предприятия в денежном эквиваленте...
Подробнее
Аутсорсинг бухгалтерских услуг: что это, когда нужно, плюсы и минусы
Иконка календаря в формате SVG30.11.2022Иконка глаза в формате SVG1
Аутсорсинг бухгалтерских услуг: что это, когда нужно, плюсы и минусы
Слово «аутсорсинг» происходит от английского «outer-source-using», что переводится как «использование сторонних ресурсов». Это означает, что сотрудники будут приглашаться для работы, не зачисляясь в штат. Они являются персоналом другой компании, но оказывают определённые услуги для первой...
Подробнее
Бухгалтерская отчётность: что это, задачи и необходимые документы
Иконка календаря в формате SVG31.10.2022Иконка глаза в формате SVG1
Бухгалтерская отчётность: что это, задачи и необходимые документы
Если просто, то бухгалтерская отчётность — это все данные о финансовом и имущественном состоянии организации, которые собираются за конкретный период времени и заносится в таблицы по установленным формам. По своей сути это завершающий этап бухгалтерского учёта, как бы суммирующий его...
Подробнее
Бухгалтерский учёт: что это, задачи, элементы и принципы
Иконка календаря в формате SVG31.10.2022Иконка глаза в формате SVG2
Бухгалтерский учёт: что это, задачи, элементы и принципы
Бухгалтерский учёт, сокращаемый до «бухучёта», — это система сбора, обобщения и регистрации данных об имуществе компании, её обязательствах и других делах. В системе описываются все хозяйственные операции, проводимые фирмой, будь то выплата зарплат, уплата налогов, продажа или покупка активов, проведение сделок.
Подробнее
Бухгалтер: кто это, обязанности, профессиональные качества
Иконка календаря в формате SVG31.10.2022Иконка глаза в формате SVG3
Бухгалтер: кто это, обязанности, профессиональные качества
Бухгалтер занимается ведением бухгалтерского учёта — обязательной составляющей любого бизнес-процесса вне зависимости от того, чем компания занимается. Размер предприятия значения тоже не имеет: бухгалтерия нужна и крупной корпорации, и совсем небольшой фирме, и даже фрилансеру, если он хочет делегировать эти обязанности компетентному специалисту...
Подробнее
Бухгалтерия: что это, задачи
Иконка календаря в формате SVG30.09.2022Иконка глаза в формате SVG12
Бухгалтерия: что это, задачи
«Бухгалтерия» происходит от немецких слов Buch «книга» и halter «держать». Специалист-бухгалтер — буквально «держатель книг», где под книгами подразумеваются все значимые документы, финансовые, управленческие, налоговые и хозяйственные. В штате бухгалтерия является подразделением, которое занимается вопросами имущества компании...
Подробнее