Бухгалтерская проводка — это запись об изменении состояния учитываемых объектов. Она может быть рукописной, может заноситься в базу данных на компьютере. Это способ регистрации хозяйственных операций, который одновременно происходит на двух разных счетах бухгалтерского учёта (перейти к услуге), дебета и кредита, в равных суммах.
Состоит проводка из описания объекта учёта, а также характеристик изменения — например, цены или количества. Эти характеристики изменения вносятся в числовом виде.
Составляется бухгалтерская проводка на основании первичных документов следующим образом:
Таким образом объект учёта появляется сразу в двух документах, разных, но связанных экономически.
Проводки в бухгалтерии бывают двух типов:
У сложных бухгалтерских проводок есть преимущества — они уменьшают число учётных записей и экономят время, которое уходит у специалистов-бухгалтеров (перейти к услугам) на учёт и анализ.
У записей есть и другие способы классификации. Так, например, по типу отражаемой информации они бывают:
Реальные используются в ситуации, когда необходимо описать реально существующие операции, явления или факты. Например, если компания получила кредит, или если сотруднику была выдана зарплата.
Условные не подразумевают проведения реальной операции, они являются результатом методологии учёта. Проводятся они для уточнения и переноса показателей, к примеру, при закрытии счёта для определения результата. Или для того, чтобы включить расходы по управлению в пункт издержек производства.
Уточняющие бухгалтерские проводки — это разного рода исправления. В бухгалтерии принято составлять дополнительные для увеличения оборотов по счетам обыкновенными чернилами, а сторнировочные для вычитания суммы — красными чернилами.
Ошибки в бухгалтерских проводках ведут к налоговым и административным санкциям, к штрафам. Ответственность при этом ложится на главного бухгалтера и на руководителя компании. Если в бумагах обнаруживаются ошибки, их нужно как можно скорее исправить, иначе последствия могут быть достаточно серьёзными.
Если же ущерб был нанесен руководителю или владельцу предприятия, ответственность ложится на главного бухгалтера — материально ответственное лицо. Обычно информация о возможных санкциях вносится в договор, но если её нет, то взыскать с него могут сумму не выше размера месячной зарплаты.