Онлайн-консультации для клиентов в режиме 24/7

Иконка «Поделиться»
Иконка ВК в формате SVGИконка Одноклассники в формате SVGИконка Telegram в формате SVGИконка WhatsApp в формате SVGИконка копирования

Основные средства в бухгалтерском учёте: что это, нюансы 2022 г.

Иконка календаря в формате SVG30.11.2022Иконка ручки в формате SVGДелКон
Иконка глаза в формате SVG3
5
1
Основные средства в бухгалтерском учёте: что это, нюансы 2022 г.

В бухгалтерском учёте (перейти к услуге) основные средства (ОС) — это актив, который задействован в ведении бизнеса, в решении повседневных задач. Они влияют на расчёт налоговой базы на имущество. Важным моментом является то, что стандарты учёта основных средств постоянно переписываются, правятся и переделываются, поэтому для каждого года нужно смотреть свои нормы.

Для примера в этой статье мы поговорим об учёте основных средств в 2022 году, в соответствии с приказом Минфина №204н, требующим с 1 января вести бухгалтерский учёт по стандарту ФСБУ 6/2020. Изменения коснулись всех учреждений и компаний, кроме бюджетных организаций.

Что такое актив из основных средств? Это такой актив, который соответствует ряду признаков:

  • полезен для бизнеса, то есть используется для дела, а не перепродажи;
  • используется как минимум год, находясь в числе ОС;
  • приносит компании финансовую выгоду;
  • имеет некую материальную форму.

К числу предметов основных средств могут относиться автотранспортные средства, оборудование и рабочая техника, инвентарь, жилая и коммерческая недвижимость. В новых нормативах их, кстати, придётся разделять на категории: транспорт, оборудование, недвижимость и другое.

В новых стандартах на основные средства нет лимитов — оптимальный определяет само предприятие. Показатель следует закрепить в локальных актах, а также придерживаться его при ведении бухгалтерского и налогового учёта.

ОС учитываются при поступлении по их первоначальной стоимости, от неё зависит порядок учёта активов, которые приобретены по договору поставки или купли — продажи. В случае, когда стоимость актива выше, он относится к основным средствам и отражается на счёте 01. Если она ниже, то актив становится малоценным имуществом со списанием стоимости его приобретения в расходы.

Приобретение основных средств в бухгалтерском учёте оформляется через документы: договор купли — продажи, акты приёма-поступления, накладную ТОРГ-12. Какие-то конкретные формы не нужны, достаточно тех, что уже имеются и используются в фирме. Учётные бланки при желании можно составить свои — или взять те, которые есть в Госкомстате.

Отражаются расходы на приобретение основных средств на счетах 08 или 07.

Если раньше требования к первоначальной стоимости основных средств в бухучёте были не такими, как в налоговом учёте. Для последнего требовалась первоначальная цена от 100 000 руб., для бухгалтерии (перейти к услугам) — от 40 000 руб. С 2022 года никаких лимитов больше нет. Специалисты рекомендуют устанавливать для обоих учётов одинаковые лимиты, чтобы сократить временные разрывы.

Что такое первоначальная стоимость? Это издержки, которые компания понесла при покупке ОС:

  • стоимость постройки и приобретения;
  • логистические и транспортные расходы;
  • затраты на реконструкцию и ремонт, отделку;
  • таможенные пошлины и сборы при провозе из-за границы;
  • государственные пошлины, если они необходимы.

Расходы нужно подтверждать декларациями, чеками, актами выполненных работ. Из получившейся суммы формируется первоначальная стоимость актива. После этого его можно учесть, оформив процедуру актом приёма-передачи основного средства фирмы.

Уже после поступления актива в число ОС его можно переоценить. Если раньше такое разрешалось только коммерческим предприятиям, то теперь провести переоценку основных средств в бухгалтерском учёте может любое учреждение.

Проводить переоценку требуется в соответствии с изменениями справедливой стоимости — то есть, реальной суммы, которые покупатели заплатили бы за предмет на рынке. Цена актива должна держаться этой реальной суммы, не больше и не меньше. Со временем она может измениться из-за амортизации и других обстоятельств. Соответственно, переоценка проводится таким образом, чтобы учесть эти флуктуации, и чтобы актив всегда оставался в пределах некой реальной стоимости.


Рекомендуем почитать

Бухгалтерские документы: что это, классификация, требования
Иконка календаря в формате SVG30.11.2022Иконка глаза в формате SVG2
Бухгалтерские документы: что это, классификация, требования
Документ в бухгалтерии — это письменное свидетельство и средство юридического оформления, которое подтверждает проводимые хозяйственные операции. На нём зиждется вся система бухгалтерского учёта: он участвует в судебной экспертизе, аудиторской проверке, в ревизии. С его помощью предупреждают хищения, он также представляет из себя способ отражения операций по счетам...
Подробнее
Бухгалтерские проводки: что это, виды
Иконка календаря в формате SVG30.11.2022Иконка глаза в формате SVG11
Бухгалтерские проводки: что это, виды
Бухгалтерская проводка — это запись об изменении состояния учитываемых объектов. Она может быть рукописной, может заноситься в базу данных на компьютере. Это способ регистрации хозяйственных операций, который одновременно происходит на двух разных счетах бухгалтерского учёта, дебета и кредита, в равных суммах...
Подробнее
Бухгалтерский баланс: что это, когда сдаётся и другие важные моменты
Иконка календаря в формате SVG30.11.2022Иконка глаза в формате SVG1
Бухгалтерский баланс: что это, когда сдаётся и другие важные моменты
Бухгалтерский баланс — форма отчётности с информацией об обязательствах и активах компании, её капитале. Любые предприятия, ведущие бухучёт, обязаны сдавать эту форму отчётности, поскольку она является одним из основных документов для анализа работы компании. В ней же отражены данные о долгах и имуществе предприятия в денежном эквиваленте...
Подробнее
Аутсорсинг бухгалтерских услуг: что это, когда нужно, плюсы и минусы
Иконка календаря в формате SVG30.11.2022Иконка глаза в формате SVG1
Аутсорсинг бухгалтерских услуг: что это, когда нужно, плюсы и минусы
Слово «аутсорсинг» происходит от английского «outer-source-using», что переводится как «использование сторонних ресурсов». Это означает, что сотрудники будут приглашаться для работы, не зачисляясь в штат. Они являются персоналом другой компании, но оказывают определённые услуги для первой...
Подробнее
Бухгалтерская отчётность: что это, задачи и необходимые документы
Иконка календаря в формате SVG31.10.2022Иконка глаза в формате SVG1
Бухгалтерская отчётность: что это, задачи и необходимые документы
Если просто, то бухгалтерская отчётность — это все данные о финансовом и имущественном состоянии организации, которые собираются за конкретный период времени и заносится в таблицы по установленным формам. По своей сути это завершающий этап бухгалтерского учёта, как бы суммирующий его...
Подробнее
Бухгалтерский учёт: что это, задачи, элементы и принципы
Иконка календаря в формате SVG31.10.2022Иконка глаза в формате SVG2
Бухгалтерский учёт: что это, задачи, элементы и принципы
Бухгалтерский учёт, сокращаемый до «бухучёта», — это система сбора, обобщения и регистрации данных об имуществе компании, её обязательствах и других делах. В системе описываются все хозяйственные операции, проводимые фирмой, будь то выплата зарплат, уплата налогов, продажа или покупка активов, проведение сделок.
Подробнее
Бухгалтер: кто это, обязанности, профессиональные качества
Иконка календаря в формате SVG31.10.2022Иконка глаза в формате SVG3
Бухгалтер: кто это, обязанности, профессиональные качества
Бухгалтер занимается ведением бухгалтерского учёта — обязательной составляющей любого бизнес-процесса вне зависимости от того, чем компания занимается. Размер предприятия значения тоже не имеет: бухгалтерия нужна и крупной корпорации, и совсем небольшой фирме, и даже фрилансеру, если он хочет делегировать эти обязанности компетентному специалисту...
Подробнее
Бухгалтерия: что это, задачи
Иконка календаря в формате SVG30.09.2022Иконка глаза в формате SVG12
Бухгалтерия: что это, задачи
«Бухгалтерия» происходит от немецких слов Buch «книга» и halter «держать». Специалист-бухгалтер — буквально «держатель книг», где под книгами подразумеваются все значимые документы, финансовые, управленческие, налоговые и хозяйственные. В штате бухгалтерия является подразделением, которое занимается вопросами имущества компании...
Подробнее