В бухгалтерском учёте (перейти к услуге) основные средства (ОС) — это актив, который задействован в ведении бизнеса, в решении повседневных задач. Они влияют на расчёт налоговой базы на имущество. Важным моментом является то, что стандарты учёта основных средств постоянно переписываются, правятся и переделываются, поэтому для каждого года нужно смотреть свои нормы.
Для примера в этой статье мы поговорим об учёте основных средств в 2022 году, в соответствии с приказом Минфина №204н, требующим с 1 января вести бухгалтерский учёт по стандарту ФСБУ 6/2020. Изменения коснулись всех учреждений и компаний, кроме бюджетных организаций.
Что такое актив из основных средств? Это такой актив, который соответствует ряду признаков:
К числу предметов основных средств могут относиться автотранспортные средства, оборудование и рабочая техника, инвентарь, жилая и коммерческая недвижимость. В новых нормативах их, кстати, придётся разделять на категории: транспорт, оборудование, недвижимость и другое.
В новых стандартах на основные средства нет лимитов — оптимальный определяет само предприятие. Показатель следует закрепить в локальных актах, а также придерживаться его при ведении бухгалтерского и налогового учёта.
ОС учитываются при поступлении по их первоначальной стоимости, от неё зависит порядок учёта активов, которые приобретены по договору поставки или купли — продажи. В случае, когда стоимость актива выше, он относится к основным средствам и отражается на счёте 01. Если она ниже, то актив становится малоценным имуществом со списанием стоимости его приобретения в расходы.
Приобретение основных средств в бухгалтерском учёте оформляется через документы: договор купли — продажи, акты приёма-поступления, накладную ТОРГ-12. Какие-то конкретные формы не нужны, достаточно тех, что уже имеются и используются в фирме. Учётные бланки при желании можно составить свои — или взять те, которые есть в Госкомстате.
Отражаются расходы на приобретение основных средств на счетах 08 или 07.
Если раньше требования к первоначальной стоимости основных средств в бухучёте были не такими, как в налоговом учёте. Для последнего требовалась первоначальная цена от 100 000 руб., для бухгалтерии (перейти к услугам) — от 40 000 руб. С 2022 года никаких лимитов больше нет. Специалисты рекомендуют устанавливать для обоих учётов одинаковые лимиты, чтобы сократить временные разрывы.
Что такое первоначальная стоимость? Это издержки, которые компания понесла при покупке ОС:
Расходы нужно подтверждать декларациями, чеками, актами выполненных работ. Из получившейся суммы формируется первоначальная стоимость актива. После этого его можно учесть, оформив процедуру актом приёма-передачи основного средства фирмы.
Уже после поступления актива в число ОС его можно переоценить. Если раньше такое разрешалось только коммерческим предприятиям, то теперь провести переоценку основных средств в бухгалтерском учёте может любое учреждение.
Проводить переоценку требуется в соответствии с изменениями справедливой стоимости — то есть, реальной суммы, которые покупатели заплатили бы за предмет на рынке. Цена актива должна держаться этой реальной суммы, не больше и не меньше. Со временем она может измениться из-за амортизации и других обстоятельств. Соответственно, переоценка проводится таким образом, чтобы учесть эти флуктуации, и чтобы актив всегда оставался в пределах некой реальной стоимости.