Онлайн-консультации для клиентов в режиме 24/7

Иконка «Поделиться»
Иконка ВК в формате SVGИконка Одноклассники в формате SVGИконка Telegram в формате SVGИконка WhatsApp в формате SVGИконка копирования

Учетная политика: что это, принципы организации, что нужно учитывать

Иконка календаря в формате SVG30.01.2023Иконка ручки в формате SVGДелКон
Иконка глаза в формате SVG0
5
1
Учетная политика: что это, принципы организации, что нужно учитывать

Учетная политика помогает организовать ведение бухгалтерского и налогового учета, сделать его последовательным, точным и простым в обращении. Для этого создается прикладной внутренний документ компании, в котором прописываются правила. Способ может быть любым, удобным для организации, — законодательство это допускает.

К примеру, в учетной политике может быть прописано, кто ведет бухгалтерский учет (перейти к услуге), какие используются формы и документы, как именно организуется промежуточная отчетность, как проходит инвентаризация и кто несет ответственность за разные части работы.

Учетная политика для налогов составляется как ООО, так и ИП, а бухгалтерская обязательна только для организаций. Предприниматели при желании также могут ее продумать и оформить.

Закон предусматривает срок, за который учетная политика должна быть составлена: 90 дней с момента регистрации бизнеса (перейти к услуге).


Учетная политика составляется таким образом, чтобы отражать правила по уже существующим или запланированным на ближайшее время операциям. Все гипотетические ситуации в документ вписывать не нужно — тем более, что его можно дополнять по мере расширения бизнеса и включения в бухгалтерский или налоговый учет новых процессов.

Тогда как у учетной политики бухучета есть правила, у оформления налоговой их нет, но в большинстве бухгалтерий используют такие же, как у бухгалтерского.

Обычно специалисты подбирают удобный способ вести документы, просчитывая подходящие для определенной организации варианты. Правила составляются индивидуально, хоть и можно опираться на найденные в интернете. Двух одинаковых компаний не существует, поэтому не будет и двух совершенно идентичных сводов правил.

Общее положение о налоговом учете есть в ст. 313 НК РФ, про бухгалтерию можно прочесть в законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В случае, если там нет ничего подходящего для организации, свод правил разрабатывается самостоятельно, однако если в законе есть хороший вариант, то смысла в разработке нет.

Важно заметить, что если целиком использовать свод правил другой организации, компания может потерять в выгоде.

При составлении учетной политики нужно расписывать следующие моменты:

  • способ ведения: в Excel, на бумаге, в специальной бухгалтерской программе;
  • форма первичных документов: могут быть на собственных бланках организации или на типовых, если первый вариант, то образец нужно приложить к учетной политике;
  • форма бухгалтерской отчетности: упрощенная или полная, в зависимости от того, числится ли компания в реестре малого предпринимательства;
  • форма учета основных средств: лимит первоначальной стоимости, способ начисления амортизации, учет затрат на ремонт основных средств;
  • форма учета резервов: нужно указать, как они формируются и расходуются;
  • форма учета доходов и расходов: сюда включена арендная плата, кредиты и займы;
  • уровень существенности ошибки: что считать за значимое нарушение учетной политики предприятия.

На основе этих данных можно сформировать точную и информативную учетную политику, которая поможет эффективно вести дела.


Рекомендуем почитать

Регистрация ООО: особенности, о которых важно помнить
Иконка календаря в формате SVG27.02.2023Иконка глаза в формате SVG1
Регистрация ООО: особенности, о которых важно помнить
В отличие от индивидуальных предпринимателей, считающихся физическими лицами, ООО — это юридическое лицо. В этом заключены и негативные, и позитивные моменты. При банкротстве и долгах учредителю ООО не придется отдавать свое личное имущество и расплачиваться из собственного кармана...
Подробнее
Организация бухгалтерского учета для ООО
Иконка календаря в формате SVG30.06.2023Иконка глаза в формате SVG0
Организация бухгалтерского учета для ООО
Закон гласит, что все организации без исключения обязаны вести бухгалтерский учет. Если компания крупная, этим обычно занимается бухгалтерия, во главе которой стоит главный бухгалтер. Компании поменьше прибегают к помощи аутсорсинговых агентств, а иногда обязанности главбуха выполняет директор...
Подробнее
Основные средства в бухгалтерском учёте: что это, нюансы 2022 г.
Иконка календаря в формате SVG30.11.2022Иконка глаза в формате SVG3
Основные средства в бухгалтерском учёте: что это, нюансы 2022 г.
В бухгалтерском учёте основные средства (ОС) — это актив, который задействован в ведении бизнеса, в решении повседневных задач. Они влияют на расчёт налоговой базы на имущество. Важным моментом является то, что стандарты учёта основных средств постоянно переписываются, правятся и переделываются, поэтому для каждого года нужно смотреть свои нормы...
Подробнее
Пассивы в бухгалтерии: что это, основные виды
Иконка календаря в формате SVG30.01.2023Иконка глаза в формате SVG0
Пассивы в бухгалтерии: что это, основные виды
В бухгалтерии пассивом называется противоположная активу часть баланса — все источники формирования средств организации: ее обязательства и капитал, уставный, акционерный и заемный, включающий в себя кредиты и займы. Обычно в бухгалтерском учете используется термин «совокупный капитал», что означает сумму собственного и заемного капитала...
Подробнее