В отличие от индивидуальных предпринимателей, считающихся физическими лицами, ООО — это юридическое лицо. В этом заключены и негативные, и позитивные моменты. При банкротстве и долгах учредителю ООО не придется отдавать свое личное имущество и расплачиваться из собственного кармана, тогда как ИП несут личную ответственность за состояние бизнеса. При этом владельца общества можно привлечь к субсидиарной ответственности, если выяснится, что он целенаправленно доводил компанию до банкротства или стремился сделать это через бездействие.
У ООО более широкий выбор спектров деятельности. У него есть уставный капитал, который должен составлять от 10 000 рублей. Системы налогообложения, доступные для ООО, несколько менее выгодные, чем в случае с ИП, но иногда обратиться именно к такой форме ведения деятельности все равно правильнее, чем становиться индивидуальным предпринимателем или самозанятым.
ООО станет хорошим решением, если речь идет об открытии в перспективе очень большого предприятия — сети, которая будет расширяться, потребует найма значительного количества персонала или ведения лицензируемой деятельности, не подходящей для ИП.
1. Название. Должно быть на русском языке, причем с обязательной припиской «общество с ограниченной ответственностью», например: Общество с Ограниченной Ответственностью «Сказка». Компании также вправе иметь полное и/или сокращенное название на русском (сокращённое выглядит как ООО «Сказка») или иностранном языке и на языках народов России. Суммарно наименований может быть шесть — полное и сокращенное на русском, на иностранном, на языке народов России.
2. Юридический адрес. Если для ИП достаточно адреса прописки или регистрации (перейти к услуге), то с ООО все обстоит несколько сложнее. Получить юридический адрес можно через аренду помещения, оформление у специализирующейся на этом компании и использование домашнего адреса — например, когда по нему прописан учредитель или директор компании. К документам нужно будет приложить подтверждение адреса, то есть гарантийное письмо от собственника или управляющей компании о том, что вы действительно снимаете это помещение или проживаете в квартире.
3. Коды деятельности. Нужно понять, чем компания занимается, и выбрать подходящий вариант из кодов деятельности общероссийского классификатора. Закон разрешает внести до 69 кодов видов деятельности на страницу, один из них должен быть выбран в качестве основного. Важно не переборщить с количеством при регистрации ООО (перейти к услуге), поскольку это может привести к росту взносов, например, за травматизм. Кроме того, некоторые виды деятельности требуют лицензии.
4. Уставный капитал. Минимальный его размер — 10 000 рублей, кроме некоторых видов деятельности, у которых установлен иной размер. Внести его нужно в течение 4 месяцев после успешной регистрации ООО. Помимо четкой суммы в 10 000 рублей, внести дополнительный капитал можно в форме имущества, но это будет именно дополнительная часть.
5. Проведение собрания и составление протокола. Или решение учредителя, если он один. В любом случае, перед регистрацией ООО нужно составить протокол собрания, на котором будет приниматься решение об организации компании. Именно на этом собрании, даже если оно состоит из одного учредителя, решается, какое у ООО будет название, местоположение, размер уставного капитала и непосредственно устав, а также руководитель. Если учредителей несколько, то каждый пункт требует проведения голосования с протоколированием происходящего. Потом участники подписывают протокол, каждый получает экземпляр, плюс экземпляры для ООО и регистрирующего органа, а также банков и нотариусов.
6. Договор об учреждении. Чтобы что-то учредить, нужно составить договор, но только в том случае, если учредитель не один. В нем подробно расписываются, как люди будут совместно вести дела, указывается размер уставного капитала с долями учредителей, прописывается их ответственность за невыполнение задач.
7. Устав. Это главный и единственный учредительный документ организации, который диктует правила взаимодействия между учредителями, руководителями и компанией. В нем обычно указаны название, адрес и сфера деятельности, список участников, виды и цели деятельности, правовой статус, представительства и филиалы, уставный капитал, права и обязанности участников, переход долей, выход из ООО, распределение прибыли, органы управления, правила проведения общих собраний, ревизор и аудитор, ликвидация ООО (перейти к услуге) и многое другое. Собственно, вносить в устав нужно все, что имеет значение.
8. Заявление на регистрацию ООО по форме Р11001. Заполнять желательно с компьютера через специализированный сервис или программу. Можно и вручную, но нужно иметь в виду, что ошибки в регистрации ООО по форме Р11001 — самая частая причина для отказов. Придраться могут даже к оформлению. Заявление подписывают все учредители в присутствии нотариуса.
9. Госпошлина. Следом нужно оплатить госпошлину за регистрацию ООО. Решается вопрос несколькими способами: во-первых, квитанцию можно заполнить вручную, узнав на сайте ФНС реквизиты регистрирующего органа; во-вторых, воспользоваться сервисом ФНС.
10. Система налогообложения. Ее нужно выбрать. Начинающие бизнесмены чаще всего выбирают упрощенную систему налогообложения УСН, но возможны и другие более выгодные варианты. Проще всего проконсультироваться по этому вопросу со специалистом-бухгалтером (перейти к услуге), чтобы точно не прогадать.
11. Сбор и прошивание документов. На этом этапе у вас должны быть следующие бумаги:
Документы нужно собрать, скрепить и подписать. На обратной стороны получившейся папки нужно написать «Всего прошито и пронумеровано столько-то (прописью) листов. ФИО, подпись». Бумажкой с этой надписью заклеивается нитка или скрепка, которыми все скреплено.
12. Регистрация ООО. Прошитые и подписанные документы можно передавать в налоговый орган для регистрации. Желательно учредителям прийти в регистрирующий орган лично в полном составе, но если возможности нет, то делается это через нотариуса. Если все пройдет хорошо, вы получите выписку из ЕГРЮЛ по форме Р50007, свидетельство о постановке на налоговый учет и устав с отметкой от регистрирующего органа.
Желательно перед регистрацией ООО почитать о типичных ошибок, из-за которых могут отказать: это поможет избежать отказа и сразу сделать все правильно. Если желания переделывать нет, и нужно получить одобрение с первой попытки, можно обратиться к специалистам, которые занимаются регистрацией организаций «под ключ». Они сами все соберут, подошьют и заверят.
После регистрации нужно открыть расчетный счет, нанять бухгалтера для организации учета (перейти к услуге), назначить руководителя с оформлением трудового договора и оформить сотрудников при необходимости, получить коды статистики и лицензию, если деятельность ООО подлежит лицензированию, а также зарегистрировать кассовый аппарат.