Онлайн-консультации для клиентов в режиме 24/7

Иконка «Поделиться»
Иконка ВК в формате SVGИконка Одноклассники в формате SVGИконка Telegram в формате SVGИконка WhatsApp в формате SVGИконка копирования

Пассивы в бухгалтерии: что это, основные виды

Иконка календаря в формате SVG30.01.2023Иконка ручки в формате SVGДелКон
Иконка глаза в формате SVG0
5
1
Пассивы в бухгалтерии: что это, основные виды

В бухгалтерии пассивом называется противоположная активу часть баланса — все источники формирования средств организации: ее обязательства и капитал, уставный, акционерный и заемный, включающий в себя кредиты и займы. Обычно в бухгалтерском учете (перейти к услуге) используется термин «совокупный капитал», что означает сумму собственного и заемного капитала.

В заемной части термину «пассив» эквивалентно слово «обязательства».

Поскольку в бухгалтерии (перейти к услугам) принят метод двойной записи, источники формирования активов отражаются в пассиве компании, итоговые их величины равны.

В состав пассива организации входят, как правила, уставный капитал, собственные акции, добавочный и резервный капиталы, нераспределенная прибыль, заемные средства и другие долгосрочные и краткосрочные обязательства. Полный список представлен в таблице ниже.

Пассивы в бухгалтерском учете бывают следующих типов: текущие, долгосрочные долги и долгосрочные обязательства. Первая категория — это все те обязательства, срок оплаты которых назначен на грядущий год. Вторая категория — всевозможные долгосрочные финансовые ссуды и облигации финансового рынка. И наконец, третий тип — это оплата аренды, зарплаты работникам, отложенные налоги, то есть обязательства перед другими людьми и государством.

Обязательства — то есть фактически существующие задолженности организации — тоже делятся на несколько типов:

  • просто обязательства;
  • «скрытые»;
  • «мнимые».

К «скрытым» относятся кредитные и заемные задолженности перед бюджетом и фондами, юридическими и физическими лицами. Они должны быть учтены в документах компании, но по факту отсутствовать. Обычно к «скрытым» пассивам относятся обязанности расходовать ресурсы без получения выгоды, на социальные и благотворительные цели, предусмотренные штрафы, договоры на поставку услуг, товаров, аренды и прочего, наличие статуса памятника культуры у объекта, которым компания пользуется, отложенные налоговые обязательства и многое другое.

Помимо «скрытых» обязательства, или пассивы компании, бывают «мнимыми». Это задолженность, которая прописана в бухгалтерском или налоговом учете, отражена на балансе организации, учитывается при расчетах, но по факту отсутствует. По идее, все эти обязательства уже должны быть списаны, но по какой-то причине этого не произошло. К «мнимым» пассивам относятся займы от владельцев юрлица, кредиторская задолженность с истекшим сроком, резервы предстоящих расходов и другое.


Рекомендуем почитать

Комбинированная финансовая отчетность: что это, особенности, требования и состав
Иконка календаря в формате SVG27.02.2023Иконка глаза в формате SVG8
Комбинированная финансовая отчетность: что это, особенности, требования и состав
Комбинированная финансовая отчетность используется в ситуации, когда у одного владельца есть несколько компаний, которые не связаны друг с другом матерински-дочерними или схожими узами. Юридически организации между собой обычно не связаны, поэтому консолидированную финансовую отчетность к ним не применить...
Подробнее
Бухгалтерские проводки: что это, виды
Иконка календаря в формате SVG30.11.2022Иконка глаза в формате SVG12
Бухгалтерские проводки: что это, виды
Бухгалтерская проводка — это запись об изменении состояния учитываемых объектов. Она может быть рукописной, может заноситься в базу данных на компьютере. Это способ регистрации хозяйственных операций, который одновременно происходит на двух разных счетах бухгалтерского учёта, дебета и кредита, в равных суммах...
Подробнее
Бухгалтерия: что это, задачи
Иконка календаря в формате SVG30.09.2022Иконка глаза в формате SVG12
Бухгалтерия: что это, задачи
«Бухгалтерия» происходит от немецких слов Buch «книга» и halter «держать». Специалист-бухгалтер — буквально «держатель книг», где под книгами подразумеваются все значимые документы, финансовые, управленческие, налоговые и хозяйственные. В штате бухгалтерия является подразделением, которое занимается вопросами имущества компании...
Подробнее
Нулевая отчетность: что это и как её сдавать
Иконка календаря в формате SVG30.12.2022Иконка глаза в формате SVG2
Нулевая отчетность: что это и как её сдавать
Нулевая отчётность — это документация, которую сдают не ведущие деятельность ИП и компании. Несмотря на то, что деятельности как таковой у них нет, они не платят зарплаты сотрудникам и налоги, отчёты им всё равно необходимо готовить и сдавать...
Подробнее