Порядок инвентаризации в 2022 году остался неизменным. Несмотря на это, проверка обязательств и имущества компании стабильно вызывает у бухгалтеров (перейти к услугам) сложности. Нюансов в действительности немного, и чтобы провести инвентаризацию быстро и без проблем, их просто нужно учесть.
Инвентаризация проводится при передаче имущества, смене материально ответственных лиц, хищениях, а также перед составлением бухотчётности за год (перейти к услуге). При этом сроки проверки определяет руководитель, уточняются они в положении об инвентаризации, которое есть в учётной политике.
В 2022 году, например, можно провести процедуру с 1 октября по 31 декабря, с проверкой обязательств на 31 декабря включительно. При этом, если имущество проверялось не ранее 1 октября, то его можно не инвентаризировать ещё раз, а основные средства подлежат учёту раз в 3 года.
Очень важно, чтобы годовая инвентаризация для составления бухгалтерской отчётности проводилась до даты подписания бухотчётности, поскольку её результаты напрямую связаны с отчётом.
Активы проверяются выборочно, можно делать проверку и сплошной. Если она проводится на основании приказа, то для неё нужно сформировать комиссию, в состав которой войдут как минимум трое — бухгалтер, сотрудник службы внутреннего аудита, технические специалисты. Определяет состав руководитель. Если комиссии нет, то инвентаризацию проводить не нужно, её признают недействительной.
На проверки должно присутствовать материально ответственное лицо, но оно не должно входить в комиссию.
В ходе инвентаризации необходимо проверить наличие долгов перед подрядчиками и поставщиками, обязательств по кредитам, по займам, задолженностей по взносам и налогам, долгов перед сотрудниками по зарплате и других обязательств.
Все результаты заносятся в акты и описи — при желании можно разработать уникальные формы для своей организации. По итога оформляется протокол заседания созданной специально для инвентаризации комиссии. Ведомость ИНВ-26 заполняется в случае обнаружения недостачи и излишков. Потом руководитель подписывает приказ об утверждении результатов инвентаризации.
Излишки заносятся во внереализационные доходы в размере рыночной цены. Недостача учитывается в расходах, но только в бухучёте (перейти к услуге).
Источник: www.consultant.ru